Главная Методические материалы История, право, обществознание Методические рекомендации по планированию работы ММО учителей общественно-экономических дисциплин на 2017 –2018 учебный год

 

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования

«Районный центр дополнительного образования»

муниципального образования «Пинежский муниципальный район»

ул. Ф.Абрамова, д. 1, с. Карпогоры, Пинежский район, Архангельская область, 164600,      Тел.  2-12-46; факс 2-11-24 e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

 

 

 

От 29 сентября 2017г.  № 292

Руководителям  ММО учителей общественно-экономических дисциплин, учителям истории, обществознания, права и экономики

 

Методические рекомендации

по планированию работы ММО учителей общественно-экономических дисциплин

на 2017 –2018 учебный год

ЕМТ района: «Организация образовательного процесса в условиях введения ФГОС».

Цель: содействие повышению качества и общего образования в условиях модернизации образования.

Основные задачи:

  1. Оказание информационной и научно-методической поддержки в обеспечении успешного перехода всех субъектов образования к работе по новым стандартам и разработке образовательных программ ОУ, рабочих программ по предметам общественно-экономического цикла;

2. Методическое сопровождение и поддержка инновационных процессов и экспериментальной работы в ОУ;

3. Создание условий для организации и осуществления непрерывного повышения квалификации и педагогического мастерства педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта;

4. Оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников ОУ;

5. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

6. Анализ образовательной деятельности и его результатов;

7.Информационно-методическое обеспечение аттестации педагогических работников.

В течение 2017-2018 учебного года на заседаниях МО рекомендуем рассмотреть следующие вопросы:

1. Нормативные документы, регламентирующие преподавание предметов история, обществознание, право и экономика  в ОУ (Приложение №1);

2. Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов история, обществознание, право и экономика (См. «Вестник образования. – 2014. - №11-12»);

3. Изучение и внедрение профессионального стандарта педагога. Разработка и реализация индивидуальных планов профессионально-личностного развития педагогов, с последующим выстраиванием индивидуального маршрута.  Тьюторское сопровождение молодых педагогов (Приложение №2);

4.  Преподавание предметов история, обществознание, право и экономика на базовом и профильном уровне согласно новым требованиям ООП  и Историко – культурного стандарта. Особенности проектирования рабочих учебных программ по предметам. (Приложение №3);

5. Система оценивания в рамках ФГОС нового поколения. Анализ ГИА по предмету за 2016/17 уч. год, организация подготовки к ГИА в 2017/18 уч. году. (Приложение №4);

6. Формирование универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения предметов общественно - экономического направления (Приложение №5);

7. Организация внеурочной деятельности по общественно – экономическим дисциплинам (Приложение №6).

Рекомендуется спланировать работу методического объединения на основе анализа диагностики потребностей членов ММО. В плане работы ММО следует четко отразить тематику заседания, форму его проведения (практико-ориентированные формы методической работы с педагогами: мастер – классы, открытые мероприятия, практикумы, дискуссионные площадки, творческие группы), определить проблемы (вопросы), рассматриваемые на заседании). Особое внимание обратить на планирование системы работы по учебно-методическому сопровождению реализации Историко-культурного стандарта, организовать участие педагогов в работе вебинаров и видеоконференций на базе МБОУ «Карпогорская СОШ №118», «Сурская СОШ №2», «Ясненская СОШ №7» «Пинежская СОШ №117» (по плану АО ИОО), где преподавателями АО ИОО предлагается ряд лекций по «трудным» вопросам Истории России, всеобщей истории, обществознанию и видеоуроки. Анализ работы ММО показал, что учителя истории и обществознания крайне редко используют данную форму повышения квалификации. Самым активным участником  вебинаров в 2016-2017 была педагог МБОУ «Новолавельская СШ №3» Тихонова Л.В.

Рекомендуем на заседаниях МО проводить анализ результатов Всероссийских проверочных работ по общественно-экономическим дисциплинам, выявлять учебные и методические проблемы ан основе данного анализа, над которыми следует работать членам МО.

План работы МО необходимо представить в МБУ ДО «РЦДО» к 25 октября 2017 года.

Рекомендуемое количество тематических заседаний ММО – 4.

На первом заседании МО необходимо ознакомить каждого педагога с информацией о проведении районных мероприятий в 2017 – 2018 учебном году (Приложение №8). Доводим до сведения, что в районном заочном конкурсе «Педагог-педагогу» в 2017-2018 будет введена новая номинация «Реализация Историко-культурного стандарта», МБУ ДО «РЦДО» приглашает к активному участию в данном конкурсе. Информация приложения №8 носит ориентировочный характер, в течение года возможны изменения.

Анализ работы ММО предоставить в МБУ ДО «РЦДО» к 25 мая 2017г.

 

Методист по учебным дисциплинам МБУ ДО «РЦДО»:                             (Нечаева Л.М.)

 

Приложение №1

Преподавание предметов общественно - экономического цикла определяется нормативными документами, методическими материалами и методическими рекомендациями АО ИОО и МБУ ДО «РЦДО».

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию ФГОС  ООО

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.  № 1897  «Об  утверждении  федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. Регистрационный № 35915 (с 21.02.2015 года).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г.  № 413  «Об  утверждении  федерального  государственного образовательного  стандарта  среднего  (полного)  общего  образования» (Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г. № 24480).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта  среднего  (полного)  общего  образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 февраля 2015 г. Регистрационный № 35953 (с 23.02.2015 года).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта

1. Приказ Министерства  образования и  науки  Российской  Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Методические материалы, обеспечивающие реализацию ФГОС  ООО и

Федерального компонента государственного образовательного стандарта

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

2. Концепция духовно-нравственного развития  и  воспитания  личности гражданина  России:  учебное  издание  /  А. Я. Данилюк,  А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.

3. Примерная основная  образовательная  программа  образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.

4. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории// http://school.historians.ru/wp-content/uploads

5. Примерные программы по учебным предметам. История. Обществознание.5-9 классы. Учебное издание – М.: Просвещение, 2010.

6. Cборник АО ИППК «Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов  в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010/11уч.году».

7. Сборник АО ИППК «Региональный компонент общего образования Архангельской области (история, обществознание, экономика, география). Архангельск, 2006. С.42.

8. Методические рекомендации по преподаванию истории в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области – «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования. Горбунов А.В., методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО.

9. Методические рекомендации по преподаванию обществознания в 5 классе для общеобразовательных учреждений Архангельской области –  «пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оробинская Е.Я., методист кафедры теории и методики предмета АО ИППК РО.

10. Преподавание обществознания в 6-х классах общеобразовательных учреждений

Архангельской области, реализующих ФГОС ООО. Оробинская Е.Я., методист кафедры теории и методики предмета АО ИОО.

Приложение №2

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования (дошкольное, начальное, основное и среднее основное образование), модули предметного обучения по математике и русскому языку, описание трудовых функций или функциональной карты вида профессиональной деятельности в традиционной триединой цели обучения, воспитания и развития, а также требований к образованию и обучению педагога, его опыта и условий допуска к работе. Все эти компоненты документа направлены на достижение поставленной цели: «оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение»).

Приложение №3

В 2017/2018 учебном году в процессе преподавания истории (в 5–11-х классах) продолжается реализация Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт. Историко-культурный стандарт, определяющий дидактическое наполнение школьного исторического образования, научную основу его содержания, содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий, персоналий, применимый как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. Историко – культурный стандарт обеспечивает синхронизации содержания учебных курсов по отечественной истории и истории зарубежных стран на уровнях основного общего и среднего общего образования.  Положения историко-культурного стандарта учтены при разработке примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. Разработаны 3 новые завершенные предметные линии учебников  истории России, учебники включены в федеральный перечень учебников. Организована работа по приведению в соответствие с Концепцией содержания контрольных измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В Концепции указывается важная мировоззренческая задача курса отечественной истории, а именно – раскрытие как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых исторических событий.

В 2016 году разработан проект Концепции нового учебно-методического комплекса по курсу Всеобщей истории, обсуждение которого организовано на сайте Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания (http:// school.historians.ru/?p=2513).

В 2017 году на общественное обсуждение был вынесен проект Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации. Результаты обсуждения проекта, которое закончилось 19 мая 2017 г., размещены на официальном сайте Министерства образования и науки РФ – http://edu. crowdexpert.ru/concept_social https://edu.crowdexpert.ru/?projects.

Основой для преподавания предметов общественно-гуманитарного цикла являются: Примерная  основная  образовательная  программа  образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011 (электронный ресурс http://edu.crowdexpert.ru/results-ooo), примерные программы по предметам, 2004г.  и Историко-культурный стандарт отечественной истории. Следует обратить внимание на то, что учебный предмет «История»  в последней редакции ПООП ООО и в соответствии с ФГОС имеет название: «История России. Всеобщая история» и может изучаться по одному из двух вариантов:

1) как два учебных предмета: «История России» и «Всеобщая история»;

2) как учебный предмет «Россия в мире».

Обоснование выбора одного из вариантов должно быть прописано в пояснительной записке к основной  образовательной  программе  образовательного учреждения. В рабочих программах, журналах название следует привести к единому образцу.

C 2015/16 учебного года начался переход с концентрической на линейную структуру. Документы о сроках перехода на линейную структуру преподавания истории и завершения концентров в образовательных организациях РФ находятся в стадии разработки. В целях соблюдения единого образовательного пространства в России, учителям истории следует провести обновление содержания обучения в соответствии с Историко-культурным стандартом, самостоятельно скорректировать свою рабочую программу, сделав акцент на новые подходы, оценки, периодизацию.

Реализация историко - культурного стандарта предполагает изучать историю России с древности до наших дней с 5 по 10 класс по следующей структуре:

6 класс           Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству

7 класс           Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству

8 класс           Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи

9 класс           Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.

10 класс         Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.

10 класс         Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.

10 класс         Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

10 класс         Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

10 класс         Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

11 класс         История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни)

При переходе на новую линейную структуру можно ориентироваться на следующую схему:

Классы

Всеобщая История

История России

5

История Древнего мира (68ч.)

Нет

6

Всеобщая история VIXV вв. Средние века до падения Византии, до Великих географических открытий (28часов)

История России VIII- XV вв. До создания единого Русского централизованного государства (РЦГ), до конца правления Ивана III(1505) 40часов)

7

Всеобщая история XVIXVII вв. От абсолютной монархии  к парламентской монархии.От  абсолютизма  к парламентаризму (28 часов)

 

 

История России XVI-XVII вв.

От начала правления Василия III (1505) до начала правления Петра I (40часов)

8

Всеобщая история XVIII в.

Эпоха Просвещения

Эпоха промышленного

Переворота

Первые Буржуазные Революции

Великая французская

Революция (28часов)

История России XVIII в.

От начала правления Петра I

до конца правления Павла I (1801)

(40часов)

9

Всеобщая история XIX в. Становление буржуазного общества (28часов).

История России XIX в.

От начала правления Александра 1(1801) до начала первой мировой войны (1914) (74часа)

10

Всеобщая история XX в. (40 часов)

  • История России
  • 1914 –до начала XXI в. (62 часа)

 

Примерные программы  являются ориентиром для составления рабочих программ: они определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования, включающей также и материал регионального содержания. Авторы примерных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Рабочая программа составляется учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. Это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного требованиями ФГОС. Согласно новым ФГОС содержание подготовки школьников по предметам общественно-экономического цикла на ступени основного общего образо­вания определяется с учетом деятельностного и компетентностного подхо­дов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, спо­собами деятельности, так и готовность применять их для решения практи­ческих, в том числе новых задач.

Приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика, способного к опре­делению своих ценностных приоритетов на основе осмысления историче­ского опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические и обществоведческие  знания в учебной и социальной деятельно­сти.

Освоение учебного предмета «Обществознание» также направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества. Новая концепция по обществознанию находится в стадии разработки.

Основные задачи в преподавании предмета «Право» заключаются в формировании основных знаний о правах и свободах человека. Разнообразные формы работы с документами, применение ситуативных и игровых приемов, должны помочь выработать устойчивые представления о политической и социальной структуре общества, их видах и признаках, повысить уровень качества знаний, решить задачу подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Рекомендуемые электронные ресурсы:

1.http://rushistory.org/wp-content/uploads/- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечест­венной истории

2.http://ipk.kuzedu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=558&Itemid=261- Материалы Первого (31.03-1.04.2011г.) и Второго (11-12.12.2012г.) Всероссийских съездов учителей истории и обществознания.

3.http://history.standart.edu.ru/ - история – обществознание

4.http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образова­тельных ресурсов

5.http://histrf.ru/ru - Федеральный портал - История России

6.http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов

7.http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека

8.http://www.fgurgia.ru/news.jsp - Росссийский государственный исто­рический архив

9.http://lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической лите­ратуры

10.http://www.vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методиче­ское объединение                          преподавателей общественных дисциплин

11.http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com - Интернет-сообщество учителей истории и обществознания на сайте «Сеть творче­ских учителей»

12.http://schoolart.narod.ru/index.html-http://www.academic.ru–словари и энциклопедии

13.http://www.history.ru - ресурсы www по истории

14.http://www.museum. ru – портал «Музеи России»

14.http://www.vivl.ru - Всемирная история в лицах

15.http://ege.edu.ru/ - Портал поддержки ЕГЭ

16.http://modern-history.narod.ru - Новая история: Учебно-методиче­ский сайт

17.http://www.worldhist.ru/index.php - Всемирная история: единое на­учно-образовательное пространство

18.http://pish.ru/ - Преподавание истории в школе: научно-теоретиче­ский и методический журнал

19.http://history.standart.edu.ru/info.aspx?ob_no=11614- Преподавание обществознания и новейшей истории в школе.

В рамках предмета «Экономика» наряду с изучением теоретического материала рекомендуется   вводить практические занятия по решению задач, работе с источниками экономической информации, решению и составлению кейсов, по проведению семинаров, конференций, организации исследовательской и проектной работы.

Учебный предмет «Экономика», который, согласно базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Архангельской области («пилотных площадок» по введению ФГОС СОО), утверждённому распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от 01 июня 2012года №803, являлся учебным предметом регионального компонента, может быть включен в учебный план по решению самой образовательной организации в предметную область «Общественные науки» на базовом  или углублённом уровне. Прежде всего, предмет «Экономика» рекомендуется для изучения в социально - экономическом профиле.

Особое внимание следует уделить реализации Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» (сайт программы: http://finday.ru/fingram/uchebnoe-zavedenie).

Приложение №4

Основные цели освоения предметов представлены в Фундаментальном ядре, а результаты во  ФГОС ООО на трёх уровнях: личностных, метапредметных, предметных. Для измерения достижения обучающимися планируемых предметных результатов в разделе «Оценочные материалы» рабочей программы учителя рекомендуется приложить  контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Оценка достижения планируемых результатов в рамках накопительной системы может осуществляться по результатам выполнения заданий на уроках, по результатам выполнения самостоятельных творческих работ и домашних заданий.

Задания для итоговой оценки должны включать:

1) текст задания;

2) описание правильно выполненного задания;

3) критерии достижения планируемого результата на базовом и повышенном уровне достижения.

Оценка успешности освоения содержания  учебных предметов проводится на основе системно-деятельностного  подхода  (то  есть  проверяется  способность обучающихся к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач).  В обязательном порядке следует использовать компетентностно-ориентированные задания. Компетентностный подход в обучении создает условия для развития способностей учащихся распознавать проблемы, предлагать пути их решения при помощи знаний изучаемых предметов, анализировать используемые методы и решения и интерпретировать результаты.

При проектировании системы заданий для оценки достижения планируемых результатов рекомендуется использовать пособия:

- Асмолов А.Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формиро­вание универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя // Серия стан­дарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.

Гевуркова Е.А. Текущий и итоговый контроль по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI века». Контрольно-измерительные материалы. 6 класс.- М.: Русское слово, 2016.

-  История. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Н.Алексашкина, Н.И. Ворожейкина; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – (Работаем по новым стандартам).

- Обществознание. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л., Иванова Л. Ф. и др. / Под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О. Б. . – М.: Просвещение, 2014. – (Работаем по новым стандартам).

В соответствии с проектом графика Всероссийских проверочных работ на 2017-2018  предполагается (ещё не утверждены) проведение ВПР  в общеобразовательных организациях по предмету «История» в 5 -х (24 апреля 2018 года), 6 -х (15 мая 2018 года), 11 –х классах (дата не определена), по предмету «Обществознание», 6 класс (11 мая 2018 года) . Всероссийская  проверочная работа  по предмету «История» в 11 –х классах с 2018 года будет обязательной. Необходимую информацию по данному вопросу можно найти на официальном сайте Рособрнадзора: obrnadzor.gov.ru или  на сайте ege.edu.ru.

При организации и подготовке обучающихся к ГИА в 2017 - 2018 учебном году необходимо опираться на уже накопленный опыт, изучить новые нормативные документы Министерства образования и науки РФ по данным вопросам, методические рекомендации для учителей, подготовленные  на основе анализа типичных ошибок  участников ЕГЭ 2017 года   по истории, автор И.А. Артасов, по обществознанию автор Т.Е.Лискова.  на сайтах http://www.fipi.ru/; http://www.ege.edu.ru/. В данных письмах и рекомендациях указаны нормативные требования к проведению ОГЭ и ЕГЭ, характеристика КИМов, рекомендации по совершенствованию методики преподавания предметов. Следует обратить внимание на изменения в ГИА, которые произошли не только в новой структуре,  увеличении времени на его написание, но и в  историческом содержании в соответствии с требованиями ИКС: содержание курса истории России с древности до наших дней с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.). Методические рекомендации для успешной подготовки учащихся к написанию исторического сочинения по истории России даны в журнале «Преподавание истории в школе» №10 -  2015г.  Все задания по ЕГЭ основаны на умении учащихся давать краткую характеристику исторических периодов (в соответствии с периодизацией ИКС).

В КИМах по обществознанию оптимизирована структура работы: логика структуры части 1 приведена в соответствии с логикой части 2, исключены задания с кратким ответом в виде одной цифры.

При составлении рабочей программы учителя рекомендуется выделить часть учебного времени для выполнения заданий КИМов с целью обеспечения системной подготовки учащихся к ГИА. Обучающиеся должны быть ознакомлены с планом экзаменационной работы, ее хронологическими рамками, со специфическими особенностями оформления экзаменационной работы, требованиями к написанию эссе. Методические рекомендации и материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации и единому государственному экзамену по обществознанию представлены в следующих пособиях и публикациях:

- Алексашкина Л.Н. Результаты изучения истории в основной школе и их измерение // ПИОШ. 2010. № 9;

- Артасов И.А. Особенности оценивания выполнения заданий С4, С5 и С6 ЕГЭ по истории 2012 года // ПИШ. 2012;

- Артасов, И.А. Подготовка к ЕГЭ в 2015 году. История. Тематические работы для 10–11 классов / И.А.Артасов, Ю.Г.Гаврилина. – М.: МЦНМО, 2015;

- Бельский Э.Н. Подготовка по истории ХХ века к Государственной итоговой аттестации в новой форме в IX классе // ПИШ. 2010. № 10; 2011 №№ 1–3;

- ЕГЭ. История: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под ред. А.Б. Безбородова. – М.: Национальное образование, 2015. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе);

- Киньшин С.С. О некоторых особенностях организации работы по подготовке к сдаче ГИА // ПИШ. 2011 № 3;

-  Кололеева Е. Подготовка к итоговой аттестации // История. 1 сентября. 2012. Апрель;

- ОГЭ. Тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов /под ред. И.А.Артасова, О.И.Мельниковой. – М.: Национальное образование, 2015. – (ОГЭ. ФИПИ – школе);

– Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // ПИШ. 2012. №1;

- Киприянова Е.В., Якубовская Т.В. Преподавание права в свете подготовки к ЕГЭ // ПИШ. 2011. №10;

– Кишенкова О.В. ЕГЭ. Обществознание: универсальный справочник / О.В.Кишенкова, Н.Н. Семке. – М.: Эксмо, 2010;

– ЕГЭ – 2014. Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - Москва: АСТ: Астрель, 2014;

- Лавренова Е. Б. «Сборник заданий по экономике для подготовки к ЕГЭ» - М.: Вита-Пресс, 2010;

– Лазебникова А., Рутковская Е. ЕГЭ по обществознанию: задания к фрагменту текста // История и обществознание для школьников. – 2014. № 2;

– Обществознание. 10–11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Формирование умения написания эссе. Задания повышенной сложности / авт.-сост. С.А. Фомина. – Волгоград: Учитель, 2014.

Особую важность в оценке качества подготовки учащихся по экономике сегодня имеют не только знания и умения, но и оценка готовности применить их на практике. Учитель должен использовать разнообразные, по возможности оптимальные формы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Основными их формами являются: тестирование (нацелено в основном на выявление знаниевого компонента); задания-задачи, моделирующие реальные жизненные ситуации (готовность учащихся применять знания на практике); задания, предполагающие выбор той или иной модели поведения, применение навыков аналитического мышления (эссе на экономическую тему). В современной образовательной среде резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, полезно использовать новые технологии, обеспечивающие системно - деятельностный подход в организации учебной деятельности и комплексный подход к оцениванию результатов: обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика». Экономическая проблематика на уровнях основного общего и среднего общего образования может изучаться в ходе изучения предмета «Обществознание» и  контролируется во время ГИА по данному предмету. В связи с этим учителям экономики следует обратить серьёзное внимание на подготовку учащихся по разделу «Экономика» в государственной итоговой аттестации по предмету «Обществознание», используя «Методические рекомендации МБУ ДО «РЦДО» по интеграции предметов «Обществознание» и «Экономика» в 11 классе при подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету «Обществознание» от 08 июня 2016 г. № 212 (Приложение 7), от 06 июня 2017 г. № 220 (Приложение 8).

Для более эффективной организации экономического образования, привлечения дополнительных материалов к занятиям рекомендуется использовать современные Интернет-ресурсы:

http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/215818.html- Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент". Задачами портала являются: обеспечение широкого и качественного доступа кимеющимся образовательным продуктам по экономике; стимулирование процесса создания инновационных образовательных продуктов; продвижение модельных форм организации образовательной деятельности; учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности.

-   http://50.economicus.ru/ - Раздел сайта "50 лекций по микроэкономике" - интересное пособие для дискуссий на уроках экономики и обществознания в старших классах.

-  http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистическая информация по вопросам социально-экономического, демографического развития России, ее регионов, отраслей и секторов экономики.

-  http://schools.keldysh.ru/economioo/ - Материалы сайта посвящены экономическому образованию в школе, методике преподавания.

Приложение №5

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию является одним  из основных положений ФГОС нового поколения. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

Для формирования УУД на уроках истории можно использовать следующие виды деятельности:

- составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

- извлекать информацию из источника;

- описание объекта по схеме;

- составление характеристики исторического деятеля;

- работа с картой («чтение карты»), схемой;

- анализ исторического источника;

- составление вопросов к тексту, ответы на них; - составление простого и сложного плана;

- составление сравнительных, хронологических таблиц;

- подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

- составление логической схемы, цепочки; и другие.

Уроки обществознания  дают возможность для формирования УУД в следующих типах заданий:

- работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

-  участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

-  осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученических проектов;

- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

 

Приложение №6

Внеурочная деятельность по предмету организуется в соответствии с требованиями ФГОС ООО по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.).

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса. Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Особое внимание следует уделить реализации программы «Социокультурные истоки» в 1-6 классах.

При проектировании внеурочной деятельности рекомендуется использование пособий:

- Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П. В. Степанов И. В. Степанова. – М.: Центр Пед. поиск, 2011;

- Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П. В.Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014;

- Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2013;

- Методические рекомендации по внеурочной деятельности издательства «Просвещения» (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622).

-  Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014;

- Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011;

- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2014.

-  Стрелова О.Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие / О.Ю. Стрелова, Е.Е.Вяземский – М.: ООО «Русское слово– учебник», 2014.

Приложение №7

Методические рекомендации по интеграции предметов «Обществознание» и «Экономика» в 11 классе при подготовке к государственной итоговой аттестации

по предмету «Обществознание»

Методические рекомендации составлены в целях усовершенствования подготовки учащихся к ЕГЭ по предмету «Обществознание», разработаны творческой группой учителей обществознания и экономики (руководитель Завернина О.И., учитель истории и обществознания МБУ «Карпогорская СШ №118») и утверждены на заседании творческой группы (протокол №13 от 06.06.2016 года).

КИМы по обществознанию постоянно совершенствуется на основе анализа результатов, получаемых в ходе проведения экзамена, но общие  подходы к итоговой проверке уровня знаний и умений по предмету остаются прежними. Учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего общего образования на базовом уровне включает раздел «Экономика». Усиление экономической составляющей обществоведческого образования отразилось в заметном превышении ее объёма в экзаменационной работе по обществознанию по отношению к объёму социологических, политологических и иных компонентов содержания. Статистические данные о результатах ЕГЭ 2015 года по обществознанию свидетельствуют о пробелах учащихся в области финансовой грамотности, несмотря на то, что финансовую грамотность учащиеся изучают не только в разделе «Экономика» предмета «Обществознание», но и в курсе отдельного предмета «Экономика». В связи с этим назрела необходимость в интегрированной подготовке к ГИА, включающей в себя подготовку к государственной итоговой аттестации по предмету «Обществознание» и на уроках предмета «Экономика».

Учителям предмета «Экономика» рекомендуется:

1. Обратить внимание в учебном процессе на следующие элементы содержания обучения:

2.2 «Факторы производства и факторные доходы»: факторы производства и соответствующие им факторные доходы, ограниченность каждого из факторов.

2.3 «Экономические системы»: основные вопросы экономики; традиционная, командная (плановая), рыночная и смешанные экономические системы; собственность (частная, государственная, акционерная и другие формы собственности).

2.4 «Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»: спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения. Механизм цен; конкуренция и её виды (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония).

2.5 «Постоянные и переменные затраты»: постоянные и переменные издержки, их виды.

2.6 «Финансовые институты. Банковская система»: функции Центрального банка, коммерческие банки, другие финансовые организации.

2.7 «Основные источники финансирования бизнеса»: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса.

2.8 «Ценные бумаги»: инвестиции, виды ценных бумаг, фондовый рынок. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст статей 142 и 143 Гражданского кодекса РФ, часть первая.)

2.9 «Рынок труда. Безработица»: рынок труда и его особенности; виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая, сезонная; последствия безработицы, биржа труда).

2.10 «Виды, причины и последствия инфляции»: виды инфляции в зависимости от причин (инфляция спроса и инфляция затрат); виды инфляции, выделяемые в зависимости от размера (ползучая, галопирующая, гиперинфляция).

2.11 «Экономический рост и развитие. Понятие ВВП»: интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста, понятие и показатели экономического развития.

2.12 «Роль государства в экономике»: принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности; организация производства общественных благ; защита конкуренции; обеспечение социальных гарантий населению; борьба с безработицей; ограничение вредных воздействий экономической деятельности граждан и фирм на окружающую среду; смягчение последствий экономических кризисов, создание условий экономического роста и др.

2.13 «Налоги»: понятие и примеры прямых и косвенных налогов, системы налогообложения, функции налогов.

2.14 «Государственный бюджет»: статьи дохода и расхода, уровни государственного бюджета в РФ, функции государственного бюджета, профицит и дефицит государственного бюджета.

2.15 «Мировая экономика»: понятие мировой экономики, международное разделение труда, международная торговля и её регулирование, глобальные экономические проблемы.

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.

2. При составлении рабочей программы по предмету увеличить количество часов по экономике на изучение следующих тем:

2.2 «Факторы производства и факторные доходы»: факторы производства и соответствующие им факторные доходы, ограниченность каждого из факторов. (+1 час.)

2.3 «Экономические системы»: основные вопросы экономики; традиционная, командная (плановая), рыночная и смешанные экономические системы; собственность (частная, государственная, акционерная и другие формы собственности). (+1 час.)

2.4 «Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»: спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения. Механизм цен; конкуренция и её виды (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония). (+1 час.)

2.5 «Постоянные и переменные затраты»: постоянные и переменные издержки, их виды. Организационно-правовые формы предпринимательства. (+1 час.)

2.10 «Виды, причины и последствия инфляции»: виды инфляции в зависимости от причин (инфляция спроса и инфляция затрат); виды инфляции, выделяемые в зависимости от размера (ползучая, галопирующая, гиперинфляция). (+1 час.)

2.13 «Налоги»: понятие и примеры прямых и косвенных налогов, системы налогообложения, функции налогов. (+1 час.)

3. Увеличение количества часов по указанным выше темам произвести за счёт сокращения количества часов по следующим темам:

2.7 «Основные источники финансирования бизнеса»: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса. (-3 часа)

2.9 «Рынок труда. Безработица»: рынок труда и его особенности; виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая, сезонная; последствия безработицы, биржа труда). (-2 часа)

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. (-1 час)

4. На заседаниях ММO учителей общественно-экономических дисциплин разработать практикумы по типам заданий ЕГЭ по обществознанию (раздел «Экономика»). Целесообразно выделять определенную часть учебного времени для выполнения данных заданий с целью обеспечения системной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и выработки навыков выполнения заданий различных типов КИМов.

5. Формулировку экономических понятий давать в контексте обществоведческих знаний.

6.  Изучение главы I «Человек и экономика» (Обществознание, 11 класс) в количестве 11 часов осуществлять после изучения главы III «Человек и закон» с целью закрепления изученного материала и отработки заданий ЕГЭ согласно программе Л.Н.Боголюбова. Оставшиеся 12 часов (из главы 1 «Человек и экономика») оставить для итогового предэкзаменационного повторения.

7. Изучить структуру и содержание экзаменационной работы: кодификатор проверяемых элементов содержания, спецификацию КИМов по предмету «Обществознание», демонстрационный вариант работы, систему оценивания.

8. Активно использовать в работе материалы сайта ФИПИ:

- Открытый банк заданий ЕГЭ: http://85.142.162.119/os11/xmodules/ qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 );

-  Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по обществознанию, автор – Т.Е. Лискова: http://www.fipi.ru/sites/ default/ files/document/1440157815/metod-rek_obshchestvoznanie2016.pdf.

Приложение №8

Методические рекомендации по интеграции

предметов «Обществознание» и «Экономика»

при подготовке к государственной итоговой аттестации

по предмету «Обществознание»

 

Методические рекомендации разработаны и утверждены в целях усовершенствования подготовки учащихся к ЕГЭ по предмету «Обществознание»  участниками инновационной площадки МБУ ДО «РЦДО» по теме «Интеграция предметов «Обществознание» и «Экономика» при подготовке к ГИА  по предмету «Обществознание» (Завернина О.И., руководитель инновационной площадки, учитель истории и обществознания МБОУ «Карпогорская СШ №118», Исакова Н.М. - учитель географии и экономики МБОУ «Карпогорская СШ №118,  Медведева Н.А. – учитель обществознания, истории и экономики МБОУ «Сурская СШ №2»,  Нечаева Л.М. – методист по учебным дисциплинам МБУ ДО «РЦДО», координатор).

Методические рекомендации по интегрированной подготовке к ГИА, включающей в себя подготовку к государственной итоговой аттестации по предмету «Обществознание» и на уроках предмета «Экономика» опираются на  анализ типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по обществознанию,  автор – Т.Е. Лискова,   (размещены на сайте ФИПИ по адресу: http:// www.fipi.ru/sites/default/ files/document/ 1440157815/ metod-rek_obshchestvoznanie2016.pdf ), где автор указывает, что   знания по экономическому разделу курса продолжают  снижаться.

Позиции кодификатора с указанием аспектов, вызывающих наибольшие затруднения участников ЕГЭ, являются следующими:

«Экономические системы»: основные вопросы экономики; традиционная, командная (плановая), рыночная и смешанные экономические системы; собственность (частная, государственная, акционерная и другие формы собственности).

«Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»: спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения.

«Роль государства в экономике»: принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности, организация производства общественных благ, защита конкуренции, обеспечение социальных гарантий населению, борьба с безработицей, ограничение вредных воздействий экономической деятельности граждан и фирм на окружающую среду, смягчение последствий экономических кризисов, создание условий экономического роста и др.

«Налоги»: понятие и примеры прямых и косвенных налогов, системы налогообложения, функции налогов. Рекомендуем обратить особое внимание на федеральные, региональные и местные в РФ.

«Государственный бюджет»: статьи дохода и расхода, уровни государственного бюджета в РФ, функции государственного бюджета, профицит и дефицит государственного бюджета. К сожалению, часть выпускников 11 класса не различают статей дохода и статей расхода государственного бюджета.

Трудными для выпускников остаются задания, связанные с определением обществоведческих понятий по темам:

•         Инфляция (причины и последствия инфляции);

•         Безработица (виды безработицы);

•         Издержки (издержки в краткосрочном периоде);

•       Типология рынка.

Налоги (прямые и косвенные налоги, системы налогообложения).

Обозначились пробелы в знаниях некоторых базовых понятий, например, «факторные доходы», «постоянные и переменные затраты».

С целью повышения качества обученности по элементам содержания, которые вызвали наибольшие затруднения у выпускников 2016г., рекомендуем продолжить усиление интеграции курса обществознания с курсом экономика по следующим позициям:

-  способствовать усилению проработки базовых обществоведческих категорий и понятий;

- давать формулировку экономических понятий в контексте обществоведческих знаний;

- четко структурировать материал при изучении тем;

- теоретический материал предъявлять учащимся в компактной и наглядной форме: структурно-логические схемы и таблицы.  (Приложение 1);

- включать в образовательный процесс уроки-практикумы;

- систематически использовать алгоритмы выполнения и оценивания заданий, аналогичные тем, которые используются в рамках государственной итоговой аттестации;

- активизировать работу по формированию у обучающихся всех основных умений, требуемых для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию;

- разработать блоки-модули, включающие темы курса обществознания, расположенные в логике построения элементов кодификатора, где каждая тема состоит из:

1. теоретического материала, представленного в компактной и наглядной форме (Приложение 2);

2. практикума: разнообразные по форме и уровню сложности задания, ориентируемые на модели заданий ЕГЭ по обществознанию (Приложение 3).

Приложения 1-3  можно скачать на сайте МБУ ДО «РЦДО» (http://pinimc.org.ru/): в разделе «Методические материалы».

Приложение 9

Информация о проведении районных мероприятий

в 2017 – 2018 учебном году

1. Муниципальные конкурсы

1.1 Районный конкурс «Учитель года -2017» (Положение о районном конкурсе размещено на сайте МБУ ДО «РЦДО» (http://pinimc.org.ru/):

заочный этап – с 10 по 16 октября 2017г., очный этап – с 17 по 18 октября 2017г.

1.2. Заочный районный творческий конкурс «Педагог — педагогу»

октябрь 2017 года — май 2018 года

1.4.Заочный районный конкурс методических материалов по воспитанию и дополнительному образованию «Панорама творчества»

октябрь 2017года — март 2018 года

1.5. Трибуна передового педагогического опыта

март 2018г., МБУ ДО «РЦДО»

2. Районный семинар учителей общественно-экономических дисциплин:

№ п/п

Обсуждаемая проблема

Место проведения

Срок выполнения

1.

Инновационные подходы в преподавании  истории, обществознания и экономика в условиях введения ФГОС ООО и реализации ИКС

МБОУ «Сосновская  СШ №1»

 

 

декабрь 2017г.

 

3. Инновационная площадка по теме «Интеграция предметов «Обществознание» и «Экономика» при подготовке к ГИА по  предмету «Обществознание» (с 2015-16 уч.года)

  1. Завернина О.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Карпогорская СШ №118»
  2. Исакова Н.М., учитель экономики и географии МБОУ «Карпогорская СШ №118»
  3. Медведева Н.А., учитель истории, обществознания и экономики МБОУ «Сурская СШ №2»

в течение года

  1. Подготовка и представление опыта работы учителей ИЯ для размещения в муниципальном электронном банке передового педагогического опыта в соответствии с «Положением о муниципальном банке ППО».

в течение года