«Реализация программ внеурочной деятельности в образовательной организации»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа начального и основного общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Согласно Федерального закона № 273-ФЗ (п.6 ч.3 ст.28,) разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Федеральным законом. Данная позиция в полной мере относится и к программам внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогами самостоятельно. Главное, чтоб их содержание не дублировало урок, а обогащало ребенка дополнительными знаниями и умениями, и было направлено на развитие личности обучающихся. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, например, могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1-4 классы), а в последствии на младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы). В определении содержания программ необходимо руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы и потребности обучающихся и их родителей. В соответствии с ФГОС НОО (п.19.5) и ФГОС ООО (п18.2.2) программа курса внеурочной деятельности должны содержать: -пояснительную записку, в которой конкретизируются цели с учётом специфики курса внеурочной деятельности; - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; - содержание курса внеурочной деятельности; - тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; - описание методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности; - планируемые результаты изучения курса. Структура программы внеурочной деятельности определяется локально-нормативным актом образовательной организации и может иметь следующее содержание (приложение).
Методист по воспитательной работе Л.Н.Лыбашева
Приложение к письму № 344, от 16.10.15г.
Требования к содержанию и оформлению программы внеурочной деятельности (ФГОС) Программа внеурочной деятельности может содержать следующие структурные элементы: 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Планируемые результаты, включающие формирование УУД 4. Тематический план 5. Содержание программы 6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Титульный лист должен содержать информацию:
Наименование образовательного учреждения (по уставу)
Утверждаю _____________ / /
Название программы Направление класс Составитель: Фамилия, имя, отчество должность
Населенный пункт Год разработки программы
2. Пояснительная записка должна раскрывать:
Например: Программа «Умелые руки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития Лыковой И.А «Цветные ладошки». - М.: «Карапуз-дидактика», 2011г., модифицирована с учетом собственных возможностей и опыта.
Например: «Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности».
Цель должна отражать направление развития личности. Например: Формирование общекультурных навыков обучающихся средствами кукольного театрального искусства. Задачи: -обучающие задачи: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу; -развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.; -воспитательные задачи: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся. Формулировка задач не должна быть абстрактной, они должны быть соотнесены с ожидаемыми результатами.
3. Планируемые результаты включают в себя:
4. Тематический план программы включает:
5. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Для этого необходимо: - указать название темы; - перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы; -указать, в каких формах организуется внеурочная деятельность. 6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы включает в себя описание:
|