Главная Методические материалы ГТО Методические рекомендации об изменениях документации образовательной организации и педагога в связи с введением ВФСК «ГТО»

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» муниципального образования «Пинежский муниципальный район»

 

от 02 февраля 2016г.  №36

Руководителям образовательных организаций

Методические рекомендации об изменениях документации образовательной организации и педагога в связи с введением ВФСК «ГТО»

В соответствии с пунктом 1.7. приказа Управления образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 19 января 2016 года №05 «О внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся образовательных организаций МО «Пинежский район» образовательные организации должны внести изменения в локальный акт о промежуточной аттестации, образовательные программы, рабочие программы по физической культуре в соответствии с требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В связи с этим, считаем необходимым напомнить вам о том, какие нормативные документы регламентируют данные изменения:

1. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Помимо прочих, данный приказ вносит следующие изменения в пункт 12.7:

подпункт 3 дополнить словами ", в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

Таким образом, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по физической культуре должны отражать:

1)      формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

2)      овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

3)      формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).

 

2. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Помимо прочих, данный приказ вносит следующие изменения:

Абзац шестнадцатый (подпункт 5) пункта 11.8 дополнить словами ", в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

Таким образом, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по физической культуре должны отражать:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями  с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой  и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Помимо прочих, данный приказ вносит следующие изменения:

подпункт 1 пункта 9.5 дополнить словами ", в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

Таким образом, требования к предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны отражать:

1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)";

2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;

3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;

4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;

5) владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.

 

4. Приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015 года №609 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089».

Данный приказ вносит следующие изменения:

1. Подраздел "Спортивно-оздоровительная деятельность" раздела "Стандарт основного общего образования по физической культуре" части I "Начальное общее образование. Основное общее образование" дополнить абзацем следующего содержания:
"Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

2. В подразделе "Спортивно-оздоровительная деятельность" раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре" части II "Среднее (полное) общее образование" слова "Подготовка к соревновательной деятельности" заменить словами "Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО)".

В связи с тем, что обучающиеся начальных классов и обучающиеся 5 классов не обучаются по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, изменения данного приказа касаются преподавания физической культуры в 6 – 11 классах.

Таким образом, обязательный минимум содержания основных образовательных программ по физической культуре на уровне основного общего образования, раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» включает:

Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты).

Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки). Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, танцевальные движения.

Легкая атлетика: спортивная ходьба, бег на короткие, средние и длинные дистанции, барьерный, эстафетный и кроссовый бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание малого мяча.

Лыжная подготовка: основные способы передвижения на лыжах, техника выполнения спусков, подъемов, поворотов, торможений.

Спортивные игры: технические приемы и тактические действия в баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе.

Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс.

Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры.

Элементы техники национальных видов спорта.

Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по физической культуре на уровне среднего (полного) общего образования, раздел «Спортивно-оздоровительная деятельность» включает:

Подготовка к соревновательной деятельности и выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО)"; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта.

 

5. Письмо Минобрнауки России от 15 июля 2014 года №08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура».

В данном письме Департамент государственной политики в сфере общего образования рекомендует общеобразовательным организациям (за исключением дошкольных образовательных организаций) учитывать результаты учащихся по итогам прохождения испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в ходе промежуточной аттестации с учетом групп здоровья.

При проведении испытаний (тестов) Комплекса необходимо учитывать методические рекомендации "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" (письмо Минобрнауки России от 30 мая 2012 г. N МД-583/19).

Кроме того, представляется целесообразным использование результатов испытаний (тестов) Комплекса при учете внеучебных достижений учащихся по завершении каждого уровня образования, а также включение результатов испытаний (тестов) Комплекса в перечень индивидуальных достижений выпускников.

Для учащихся, которые не справились с испытаниями (тестами) Комплекса, Департамент рекомендует использовать безотметочное обучение по предмету "Физическая культура" (письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 2003 г. N 14-55-1181ин/15 "О безотметочном обучении по физической культуре, изобразительному искусству, музыке").

 

Рекомендуемые требования к оценке

с учетом выполнения нормативов Комплекса:

 

Оценка

Количество испытаний (тестов)

Норматив (% выполнения)

Основная группа здоровья

"Отлично"

5

90 - 100

"Хорошо"

5

70 - 89

"Удовлетворительно"

4 - 3

55 - 69

Подготовительная группа здоровья

"Зачет"

3 - 2

Без учета времени и при наличии положительной динамики по каждому виду испытаний

 

Все вышеперечисленные документы можно найти на сайте МБУ ДО «РЦДО» http://pinimc.org.ru, раздел «Методические материалы. ГТО».

 

 

 

Методист МБУ ДО «РЦДО»                                                                                      Григус А.Н.