Главная Методические материалы История, право, обществознание Методические рекомендации по интеграции предметов «Обществознание» и «Экономика» в 11 классе при подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету «Обществознание»

Методические рекомендации по интеграции предметов «Обществознание» и «Экономика» в 11 классе при подготовке к государственной итоговой аттестации по предмету «Обществознание»

 

От 08 июня 2016 г. № 212



Методические рекомендации по интеграции предметов «Обществознание» и «Экономика» в 11 классе

при подготовке к государственной итоговой аттестации

по предмету «Обществознание»

Методические рекомендации составлены в целях усовершенствования подготовки учащихся к ЕГЭ по предмету «Обществознание», разработаны творческой группой учителей обществознания и экономики (руководитель Завернина О.И., учитель истории и обществознания МБУ «Карпогорская СШ №118») и утверждены на заседании творческой группы (протокол №13 от 06.06.2016 года).

КИМы по обществознанию постоянно совершенствуется на основе анализа результатов, получаемых в ходе проведения экзамена, но общие  подходы к итоговой проверке уровня знаний и умений по предмету остаются прежними. Учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего общего образования на базовом уровне включает раздел «Экономика». Усиление экономической составляющей обществоведческого образования отразилось в заметном превышении ее объёма в экзаменационной работе по обществознанию по отношению к объёму социологических, политологических и иных компонентов содержания. Статистические данные о результатах ЕГЭ 2015 года по обществознанию свидетельствуют о пробелах учащихся в области финансовой грамотности, несмотря на то, что финансовую грамотность учащиеся изучают не только в разделе «Экономика» предмета «Обществознание», но и в курсе отдельного предмета «Экономика». В связи с этим назрела необходимость в интегрированной подготовке к ГИА, включающей в себя подготовку к государственной итоговой аттестации по предмету «Обществознание» и на уроках предмета «Экономика».

Учителям предмета «Экономика» рекомендуется:

1. Обратить внимание в учебном процессе на следующие элементы содержания обучения:

2.2 «Факторы производства и факторные доходы»: факторы производства и соответствующие им факторные доходы, ограниченность каждого из факторов.

2.3 «Экономические системы»: основные вопросы экономики; традиционная, командная (плановая), рыночная и смешанные экономические системы; собственность (частная, государственная, акционерная и другие формы собственности).

2.4 «Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»: спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения. Механизм цен; конкуренция и её виды (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония).

2.5 «Постоянные и переменные затраты»: постоянные и переменные издержки, их виды.

2.6 «Финансовые институты. Банковская система»: функции Центрального банка, коммерческие банки, другие финансовые организации.

2.7 «Основные источники финансирования бизнеса»: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса.

2.8 «Ценные бумаги»: инвестиции, виды ценных бумаг, фондовый рынок. (Советуем в учебном процессе использовать непосредственно текст статей 142 и 143 Гражданского кодекса РФ, часть первая.)

2.9 «Рынок труда. Безработица»: рынок труда и его особенности; виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая, сезонная; последствия безработицы, биржа труда).

2.10 «Виды, причины и последствия инфляции»: виды инфляции в зависимости от причин (инфляция спроса и инфляция затрат); виды инфляции, выделяемые в зависимости от размера (ползучая, галопирующая, гиперинфляция).

2.11 «Экономический рост и развитие. Понятие ВВП»: интенсивные и экстенсивные факторы экономического роста, понятие и показатели экономического развития.

2.12 «Роль государства в экономике»: принятие экономического законодательства и контроль над исполнением правовых норм всеми участниками экономической деятельности; организация производства общественных благ; защита конкуренции; обеспечение социальных гарантий населению; борьба с безработицей; ограничение вредных воздействий экономической деятельности граждан и фирм на окружающую среду; смягчение последствий экономических кризисов, создание условий экономического роста и др.

2.13 «Налоги»: понятие и примеры прямых и косвенных налогов, системы налогообложения, функции налогов.

2.14 «Государственный бюджет»: статьи дохода и расхода, уровни государственного бюджета в РФ, функции государственного бюджета, профицит и дефицит государственного бюджета.

2.15 «Мировая экономика»: понятие мировой экономики, международное разделение труда, международная торговля и её регулирование, глобальные экономические проблемы.

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.

2. При составлении рабочей программы по предмету увеличить количество часов по экономике на изучение следующих тем:

2.2 «Факторы производства и факторные доходы»: факторы производства и соответствующие им факторные доходы, ограниченность каждого из факторов. (+1 час.)

2.3 «Экономические системы»: основные вопросы экономики; традиционная, командная (плановая), рыночная и смешанные экономические системы; собственность (частная, государственная, акционерная и другие формы собственности). (+1 час.)

2.4 «Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»: спрос, закон спроса; предложение, закон предложения; ценовые и неценовые факторы формирования спроса и предложения. Механизм цен; конкуренция и её виды (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония). (+1 час.)

2.5 «Постоянные и переменные затраты»: постоянные и переменные издержки, их виды. Организационно-правовые формы предпринимательства. (+1 час.)

2.10 «Виды, причины и последствия инфляции»: виды инфляции в зависимости от причин (инфляция спроса и инфляция затрат); виды инфляции, выделяемые в зависимости от размера (ползучая, галопирующая, гиперинфляция). (+1 час.)

2.13 «Налоги»: понятие и примеры прямых и косвенных налогов, системы налогообложения, функции налогов. (+1 час.)

3. Увеличение количества часов по указанным выше темам произвести за счёт сокращения количества часов по следующим темам:

2.7 «Основные источники финансирования бизнеса»: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса. (-3 часа)

2.9 «Рынок труда. Безработица»: рынок труда и его особенности; виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая, сезонная; последствия безработицы, биржа труда). (-2 часа)

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. (-1 час)

4. На заседаниях ММO учителей общественно-экономических дисциплин разработать практикумы по типам заданий ЕГЭ по обществознанию (раздел «Экономика»). Целесообразно выделять определенную часть учебного времени для выполнения данных заданий с целью обеспечения системной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации и выработки навыков выполнения заданий различных типов КИМов.

5. Формулировку экономических понятий давать в контексте обществоведческих знаний.

6.  Изучение главы I «Человек и экономика» (Обществознание, 11 класс) в количестве 11 часов осуществлять после изучения главы III «Человек и закон» с целью закрепления изученного материала и отработки заданий ЕГЭ согласно программе Л.Н.Боголюбова. Оставшиеся 12 часов (из главы 1 «Человек и экономика») оставить для итогового предэкзаменационного повторения.

7. Изучить структуру и содержание экзаменационной работы: кодификатор проверяемых элементов содержания, спецификацию КИМов по предмету «Обществознание», демонстрационный вариант работы, систему оценивания.

8. Активно использовать в работе материалы сайта ФИПИ:

- Открытый банк заданий ЕГЭ: http://85.142.162.119/os11/xmodules/ qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 );

-  Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по обществознанию, автор – Т.Е. Лискова: http://www.fipi.ru/sites/ default/ files/document/1440157815/metod-rek_obshchestvoznanie2016.pdf.

 

 

Директор МБУ ДО «РЦДО»:                               (Коровина В.М.)

 

Нечаева Л.М.,

методист по учебным дисциплинам

2-12-46