Главная Методические материалы Воспитательная работа Методические рекомендации по реализации программы «Формула правильного питания»

Методические рекомендации

 по реализации программы «Формула правильного питания».

Много лет в образовательных учреждениях реализуется программа "Разговор о правильном питании" разработанная в Институте возрастной физиологии РАО при спонсорской поддержке компании «Нестле». Целью программы является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Многолетний опыт реализации программы убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа позволяет сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения.

На сегодняшний день в школах района используют два модуля:

"Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;

"Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет.

Правила рационального питания важно знать не только малышам, но и школьникам постарше. Вот почему компания «Нестле» составила третий модуль программы ориентированный на младших подростков, учащихся 5–6-х классов. Модуль получил название «Формула правильного питания». Он включает в себя 14 тем, где в игровой, интересной для ребят форме будет продолжено обучение основам рационального питания. Учащиеся смогут узнать новое о пользе хорошо знакомых им блюд и продуктов, научатся оценивать свой рацион в соответствии с принципами здорового образа жизни, а также планировать режим питания. Но не только. В темах третьего модуля представлены и культурные аспекты питания, помогающие ребятам больше узнать о кулинарных традициях своей страны и других стран, познакомиться с историей.

В комплект входят:

  • рабочая тетрадь для школьников «Формула правильного питания»,
  • методическое пособие для педагога.

Содержание учебно-методического комплекта включает 11 тем (приложение 1), часть из которых является логическим продолжением материала, изучавшегося школьниками в предыдущих курсах («Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья»), а часть — представляет новую информацию, связанную с правильным питанием.

Учебно-методический комплект может быть использован в работе педагогов образовательных учреждений (классные руководители, воспитатели, социальные педагоги):

  • во внеклассной работе (классные часы, различные мероприятия: праздники, конкурсы и т.д.),
  • для проведения факультативов,
  • при реализации курсов по формированию здорового образа жизни (региональный и школьный компонент),
  • за счет интеграции в содержание базовых учебных курсов (история, литература, география и т.д.).
  • учебно-методический комплект может также внедряться через дополнительное образование детей.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует непрерывное использование программ «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни. 

Название темы

Задачи

Основные понятия

1. Здоровье — это здорово

  • развивать представления о ценности здоровья и роли правильного питания в его сохранении
  • развивать представление об ответственности человека за свое здоровье
  • формировать умение оценивать свой образ жизни, его соответствие понятию «здоровый»

Здоровье, питание, образ жизни

2. Продукты разные нужны, блюда разные важны

  • развивать представление об основных питательных веществах и их роли для организма
  • формировать умение оценивать свой рацион питания

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион

3. Режим питания

  • развивать представление о роли регулярного питания для сохранения здоровья
  • формировать представление о разных типах режима питания
  • формировать умение планировать свой день с учетом необходимости регулярно питаться

Режим питания, режим дня, образ жизни

4. Энергия пищи

  • развивать представление об адекватности питания, его соответствии образу жизни, возрасту
  • развивать представление о влиянии питания на внешность человека
  • формировать представление о пище как источнике энергии, различной энергетической ценности продуктов питания

Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты

5. Где и как мы едим

  • развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности питания «всухомятку»
  • формировать представление о системе общественного питания, правилах, которые необходимо соблюдать во время посещения столовой, кафе и т.д.

Общественное питание, правила гигиены, режим питания

6. Ты — покупатель

  • формировать представление о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, которые могут возникать в процессе совершения покупки
  • формировать умение использовать информацию, приведенную на упаковке товара

Покупатель, потребитель, торговля, права покупателя

7. Ты готовишь себе и друзьям

  • развивать представления о правилах безопасного поведения на кухне, при использовании бытовых приборов
  • развивать представление об этикете и правилах сервировки стола
  • развивать интерес к процессу приготовления пищи
  • формировать практические навыки приготовления пищи

Бытовая техника, кулинария, сервировка, этикет

8. Кухни разных народов

  • формировать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.)
  • формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран
  • развивать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов

Кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура

9. Кулинарная история

  • формировать представление о кулинарии как части культуры человечества
  • расширять представление о традициях и культуре питания в различные исторические эпохи

История, эпоха, культура, кулинария

10. Как питались на Руси и в России

  • развивать представления об истории кулинарии и истории своей страны, традициях и обычаях питания своего народа
  • развивать чувство гордости и уважения к истории своей страны

История, кулинария, традиции, обычаи, культура

11. Необычное кулинарное путешествие

  • развивать представления о культуре питания как составляющем компоненте общей культуры человека
  • развивать культурный кругозор учащихся, пробуждать интерес к различным видам искусства

Культура, жанры живописи, музыкальные жанры, литература, кулинария

12. Составляем формулу правильного питания

  • подвести итоги работы с учебно-методическим комплектом, подсчитать набранные баллы
  • проанализировать уровень освоения материала, выделить темы, которые нуждаются в дополнительном изучении