Методические рекомендации
по реализации программы «Формула правильного питания».
Много лет в образовательных учреждениях реализуется программа "Разговор о правильном питании" разработанная в Институте возрастной физиологии РАО при спонсорской поддержке компании «Нестле». Целью программы является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Многолетний опыт реализации программы убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа позволяет сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения.
На сегодняшний день в школах района используют два модуля:
"Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;
"Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет.
Правила рационального питания важно знать не только малышам, но и школьникам постарше. Вот почему компания «Нестле» составила третий модуль программы ориентированный на младших подростков, учащихся 5–6-х классов. Модуль получил название «Формула правильного питания». Он включает в себя 14 тем, где в игровой, интересной для ребят форме будет продолжено обучение основам рационального питания. Учащиеся смогут узнать новое о пользе хорошо знакомых им блюд и продуктов, научатся оценивать свой рацион в соответствии с принципами здорового образа жизни, а также планировать режим питания. Но не только. В темах третьего модуля представлены и культурные аспекты питания, помогающие ребятам больше узнать о кулинарных традициях своей страны и других стран, познакомиться с историей.
В комплект входят:
- рабочая тетрадь для школьников «Формула правильного питания»,
- методическое пособие для педагога.
Содержание учебно-методического комплекта включает 11 тем (приложение 1), часть из которых является логическим продолжением материала, изучавшегося школьниками в предыдущих курсах («Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья»), а часть — представляет новую информацию, связанную с правильным питанием.
Учебно-методический комплект может быть использован в работе педагогов образовательных учреждений (классные руководители, воспитатели, социальные педагоги):
- во внеклассной работе (классные часы, различные мероприятия: праздники, конкурсы и т.д.),
- для проведения факультативов,
- при реализации курсов по формированию здорового образа жизни (региональный и школьный компонент),
- за счет интеграции в содержание базовых учебных курсов (история, литература, география и т.д.).
- учебно-методический комплект может также внедряться через дополнительное образование детей.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует непрерывное использование программ «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Название темы
|
Задачи
|
Основные понятия
|
1. Здоровье — это здорово
|
- развивать представления о ценности здоровья и роли правильного питания в его сохранении
- развивать представление об ответственности человека за свое здоровье
- формировать умение оценивать свой образ жизни, его соответствие понятию «здоровый»
|
Здоровье, питание, образ жизни
|
2. Продукты разные нужны, блюда разные важны
|
- развивать представление об основных питательных веществах и их роли для организма
- формировать умение оценивать свой рацион питания
|
Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион
|
3. Режим питания
|
- развивать представление о роли регулярного питания для сохранения здоровья
- формировать представление о разных типах режима питания
- формировать умение планировать свой день с учетом необходимости регулярно питаться
|
Режим питания, режим дня, образ жизни
|
4. Энергия пищи
|
- развивать представление об адекватности питания, его соответствии образу жизни, возрасту
- развивать представление о влиянии питания на внешность человека
- формировать представление о пище как источнике энергии, различной энергетической ценности продуктов питания
|
Калории, калорийность, высококалорийные и низкокалорийные продукты
|
5. Где и как мы едим
|
- развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности питания «всухомятку»
- формировать представление о системе общественного питания, правилах, которые необходимо соблюдать во время посещения столовой, кафе и т.д.
|
Общественное питание, правила гигиены, режим питания
|
6. Ты — покупатель
|
- формировать представление о правах и обязанностях покупателя, поведении в сложных ситуациях, которые могут возникать в процессе совершения покупки
- формировать умение использовать информацию, приведенную на упаковке товара
|
Покупатель, потребитель, торговля, права покупателя
|
7. Ты готовишь себе и друзьям
|
- развивать представления о правилах безопасного поведения на кухне, при использовании бытовых приборов
- развивать представление об этикете и правилах сервировки стола
- развивать интерес к процессу приготовления пищи
- формировать практические навыки приготовления пищи
|
Бытовая техника, кулинария, сервировка, этикет
|
8. Кухни разных народов
|
- формировать представление о факторах, которые влияют на особенности национальных кухонь (климат, географическое положение и т.д.)
- формировать представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием у жителей разных стран
- развивать чувство уважения и интереса к истории и культуре других народов
|
Кулинария, кулинарные традиции и обычаи, климат, географическое положение, культура
|
9. Кулинарная история
|
- формировать представление о кулинарии как части культуры человечества
- расширять представление о традициях и культуре питания в различные исторические эпохи
|
История, эпоха, культура, кулинария
|
10. Как питались на Руси и в России
|
- развивать представления об истории кулинарии и истории своей страны, традициях и обычаях питания своего народа
- развивать чувство гордости и уважения к истории своей страны
|
История, кулинария, традиции, обычаи, культура
|
11. Необычное кулинарное путешествие
|
- развивать представления о культуре питания как составляющем компоненте общей культуры человека
- развивать культурный кругозор учащихся, пробуждать интерес к различным видам искусства
|
Культура, жанры живописи, музыкальные жанры, литература, кулинария
|
12. Составляем формулу правильного питания
|
- подвести итоги работы с учебно-методическим комплектом, подсчитать набранные баллы
- проанализировать уровень освоения материала, выделить темы, которые нуждаются в дополнительном изучении
|
|
|