Вороницына Н.Н., Коровина В.М., Лыбашева Л.Н. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр дополнительного образования» муниципального образования “Пинежский муниципальный район”
Управление качеством образования в системе дополнительного образования детей (из опыта работы МБОУ ДОД «РЦДО» МО «Пинежский муниципальный район»)
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. одной из задач в сфере образования названо обеспечение качественного образования, независимо от местожительства граждан и от их платежеспособности. «Качество образования» – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии компетенций личности. Качество определяется совокупностью показателей….(1) Дополнительное образование детей, несмотря на все особенности организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса и нацелено на достижение качественного результата, за который, как и любая образовательная организация (п.7 ст.28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ), учреждение дополнительного образования несёт ответственность. Для системы дополнительного образования, в отличие от общеобразовательных учреждений, где существуют различные формы оценки качества образования (ЕГЭ, ГИА, контрольные и итоговые работы и т.д.), характерно: 1. отсутствие единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень развития детей в определённой деятельности, т.к. каждое учреждение дополнительного образования предоставляет свой перечень образовательных услуг с учётом запросов детей, потребностей семьи, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. 2. отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей данный процесс. Закономерно возникает вопрос – как оценить качество образования в учреждении дополнительного образования, т.е. нужно определить: - что оценивать? (каковы объекты); - как это оценивать? (какова процедура, критерии оценки, шкалы и т.д), - соответствуют ли образовательные результаты УДО потребностям и ожиданиям общества? (оценка соответствия образовательных результатов определённым, заранее спрогнозированным результатам). Ответив на эти вопросы, мы сможем с уверенностью сказать, что образовательным процессом в УДО можно управлять (в сторону стабилизации или повышения его качества), а это является одной из задач деятельности современного руководителя образовательного учреждения. С учетом обозначенных проблем в 2010г. нами принято решение об организации опытно-экспериментальной работы по теме «Мониторинг как средство управления качеством образования в системе дополнительного образования детей». Цель - разработка теоретической основы, характеристики, психолого-педагогического сопровождения, основных направлений и условий организации качественного мониторинга результативности деятельности учреждения дополнительного образования. Задачи:
Анализ методической литературы, опыта работы коллег показал, что существует недостаточная теоретическая разработанность многих аспектов оценки результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, трудность в выборе (создании) методики оценки, отсутствие государственных требований (стандартов) или иных нормативных документов по оценке результативности деятельности в системе дополнительного образования детей. Исходя из этого, мы самостоятельно определили объекты мониторинга (что будем отслеживать?). Выделили следующие объекты – обучающиеся, педагоги, родители, материально-технические условия. Затем определили компоненты, характеризующие состояние объектов в системе дополнительного образования, самостоятельно разработали критерии и шкалы, по которым будет происходить оценка, а также план по реализации данной модели с указанием сроков и ответственных лиц. Таким образом, сформировалась собственная система оценки качества образования в учреждении, которая представлена в виде определённой модели. За ожидаемый результат приняли требования муниципального задания, выдвигаемые учредителем в лице Управления образования. По каждому компоненту ежегодно отслеживаются результаты, данные заносятся в сводную таблицу, анализируются, делается вывод по каждому детскому объединению и учреждению в целом в разрезе нескольких лет. Несоответствие полученных результатов ожидаемым по какому-либо компоненту позволяет административному корпусу принимать управленческие решения с целью его коррекции в необходимую сторону (например, изменение годового графика работы учреждения, корректировка образовательных программ и др.) Модель оценки качества образования представлена 4 объектами – обучающиеся, родители, педагоги, материально-технические условия. 1. Оценка результата работы с обучающимися осуществляется через анализ сохранности контингента, выполнения программ, оценку качества обученности (определения уровня владения базовыми теоретическими понятиями и технологическими навыками), оценку качества реализуемых программ, творческие успехи (количественные и качественные показатели участия обучающихся в конкурсах, мероприятиях, соревнованиях и др.), определение динамики в личностном развитии воспитанника, их удовлетворённости образовательной услугой:
В учреждении создана электронная база данных «Обучающиеся», позволяющая отслеживать передвижения детей по объединениям, сохранность контингента (количество обучающихся на начало и конец учебного года), количество физических лиц в учреждении. Отслеживание сохранности контингента позволяет увидеть востребованность детского объединения и позволяет планировать в перспективе данное направление. Результат: Показатели сохранности контингента за последние 3 года имеют тенденцию к росту и составляют свыше 95%.
Происходит рост числа реализуемых направленностей и программ с целью удовлетворения образовательных потребностей детей в различных областях (в 2011-2012 уч.г. реализуется 41 дополнительная образовательная программа; в 2012-2013, 2013-2014 уч.г. – 44 программы).
Результат: За последние 3 года происходит рост показателей выполнения программы, который достиг оптимального уровня в 2011-2012 уч.году (100%) и остаётся таким по сей день.
Мы разработали свою систему оценки качества освоения обучающимися реализуемых дополнительных образовательных программ. За основу взяли определение уровней владения базовыми теоретическими понятиями (измерение с помощью контрольно-измерительных материалов (КИМ) и технологическими навыками (практическое изготовление изделия). Разработали критерии и шкалы оценки качества обученности по данным направлениям и сами КИМы по каждому году обучения по всем программам, исходя из программного содержания и ожидаемых результатов. Все КИМы прошли экспертизу экспертной группы при РЦДО, получили заключение о соответствии. Форма проведения оценки качества освоения программы - контрольное тестирование в виде письменного теста + практическое выполнение изделия. Вывод о степени обученности делается по каждому объединению в отдельности и по учреждению в целом. Оценка качества обученности по программе определяется при переходе на следующий год обучения (промежуточный) и в конце курса обучения (итоговый). Результат: 1.Повысилась ответственность педагога за результат труда; 2. За последние 3 года качество обученности по дополнительным образовательным программам в учреждении остаётся стабильно высоким (свыше 97%), и отвечает требованиям муниципального задания.
Все программы, реализуемые в УДО, проходят экспертизу, получают заключение о соответствии (несоответствии) требованиям и прикладываются к программе. Результат: Все программы имеют экспертное заключение о допуске к реализации. Не прошедшие экспертизу программы не допускаются к реализации, что повышает ответственность педагога к разработке качественной дополнительной общеобразовательной программы.
В учреждении создана база данных, в которую заносятся результаты участия детей в мероприятиях различного уровня (муниципального, регионального, федерального, международного). Ежегодно анализируется количество участий воспитанников в мероприятиях, а также их качество (отношение количества мероприятий, где обучающиеся стали дипломантами, к общему количеству участий).
Результат: Количество участий в мероприятиях различного уровня увеличивается, растёт и качество подготовки детей на конкурсы (есть победители Всероссийского и Международного уровней).
С целью выявления удовлетворённости образовательной услугой среди обучающихся и родителей ежегодно психологом учреждения проводится диагностика, которая позволяет выявить уровень удовлетворённости в каждом детском объединении, позитивные и негативные моменты в деятельности каждого детского объединения и учреждения в целом. Данные вносятся в сводную таблицу и подлежат ежегодному анализу. Результат: Выводы и предложения по итогам диагностики помогают педагогу оптимизировать воспитательно-образовательный процесс в перспективе, регулировать удовлетворённость участников образовательного процесса в позитивную сторону.
Этот вид диагностики введён впервые 2011-2012 уч.году. Методистом по практической психологии определены критерии личностного роста, подобран диагностический материал для их отслеживания. В основу легли методики «Психологический климат группы» (авторы В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева) и “Мотивы учебной деятельности” (автор Терпугова Л. А.). Уровень психологического климата по учреждению - средний. Низкого уровня психологического климата в объединениях не зафиксировано. Уровень мотивации учебной деятельности в среднем по учреждению - высокий, т.к. преобладают мотивы содержания и благополучия (26,8% и 33% соответственно). 2. Экспертиза деятельности педагога позволяет выявить его профессиональные результаты в целом, обеспечивает отслеживание его индивидуального профессионального роста, мотивирует на совершенствование своего мастерства. В основу экспертизы деятельности педагога легли портфолио профессиональных достижений, система внутриучрежденческого контроля, позволяющая выявлять, отслеживать, пропагандировать и обобщать инновационный опыт педагогов, диагностика уровня профессиональной компетентности работников путём самооценки (в форме анкетирования и индивидуального собеседования (по результатам анкетирования)), диагностика образовательных потребностей педагога, позволяющая выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого специалиста. По результатам диагностики наибольший процент образовательных потребностей молодых педагогов относится к области исследовательской деятельности учащихся (57%). Большую заинтересованность вызвали проблемы использования современных педтехнологий, а также меняющаяся нормативно-правовая база.
Результат - данные проблемы становятся приоритетными направлениями повышения профессиональной компетенции молодых педагогов на текущий учебный год (обучающие семинары, педсоветы и др. формы). В учреждении существует электронная база данных передового педагогического опыта, где фиксируются все формы, сроки и тематика обобщения опыта каждого педагога. Инновационный опыт педагогов размещается в банке педагогической информации на сайте организации. 3. Материально-технические условия Идея приведения материально-технических условий (оснащённость учебных кабинетов) в соответствие с современными требованиями заложена в ежегодном конкурсе на «Лучший учебный кабинет». Цель конкурса - мотивация педагога на деятельность по модернизации и оснащению учебных кабинетов. Разработано положение о конкурсе, где определены критерии оценки. Например, в каждом кабинете должен быть оформлен паспорт, где прописаны все имеющиеся учебные пособия, мебель, ТСО, а также перспектива его развития (что необходимо для оптимизации образовательного процесса), сроки реализации. Победители конкурса поощряются морально – грамоты, дипломы, переходящий знак «Лучший учебный кабинет» и материально – этот критерий внесён в положение о распределении доплат и надбавок педагогу. Результат: Данный конкурс стимулирует активность педагогов к приведению своих кабинетов в соответствие современным требованиям. В каждом кабинете разработан перспективный план материально-технического развития кабинета с указанием конкретных сроков и источников финансирования. Итог Помимо полученных образовательных результатов в виде позитивной динамики по каждому компоненту, в ходе опытно-экспериментальной работы созданы следующие методические продукты: 1. Оформление и описание хода и результатов освоения новой системы комплексного мониторинга (ОЭР), разработка пакета нормативно-правовых документов мониторинга учебно-воспитательного процесса; 2. Разработка модели оценки качества образования учреждения дополнительного образования детей; 3. Создание электронной базы контингента «Обучающиеся», «ППО», базы КИМ на каждую программу, сводные таблицы по отслеживанию критериев и др.; 4. Скомплектован пакет психолого-педагогической диагностики. Информация по результатам системного мониторинга нашла применение при решении других задач – при аттестации педагога на квалификационную категорию (результативность педагога имеет фиксированную форму), при объективном распределении доплат и надбавок педагогу (показатели внесены в Положение о системе доплат и надбавок), при выдвижении кандидатуры педагога на награждение отраслевыми наградами и др. Потребителями информации также выступили педагоги и администрация учреждения, обучающиеся, их родители, представители учредителя и др. Систематически данные мониторинга предъявляются общественности через публичный доклад, сайт учреждения. Литература:
|