Главная Методические материалы Дополнительное образование Управление качеством образования в системе дополнительного образования детей (из опыта работы МБОУ ДОД «РЦДО» МО «Пинежский муниципальный район»)

Вороницына Н.Н., Коровина В.М., Лыбашева Л.Н.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районный центр дополнительного образования» муниципального образования “Пинежский муниципальный  район”

 

Управление качеством образования в системе дополнительного образования детей (из опыта работы МБОУ ДОД «РЦДО» МО «Пинежский муниципальный район»)

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. одной из задач в сфере образования названо обеспечение качественного образования, независимо от местожительства граждан и от их платежеспособности.

«Качество образования» – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии компетенций личности. Качество определяется совокупностью показателей….(1)

Дополнительное образование детей, несмотря на все особенности организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса и нацелено на достижение качественного результата, за который, как и любая образовательная организация (п.7 ст.28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ), учреждение дополнительного образования несёт ответственность.

Для системы дополнительного образования, в отличие от общеобразовательных учреждений, где существуют различные формы оценки качества образования (ЕГЭ, ГИА, контрольные и итоговые работы и т.д.), характерно:

1. отсутствие единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень развития детей в определённой деятельности, т.к. каждое учреждение дополнительного образования предоставляет свой перечень образовательных услуг с учётом запросов детей, потребностей семьи, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

2. отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей данный процесс.

Закономерно возникает вопрос – как оценить качество образования в учреждении дополнительного образования, т.е. нужно определить:

- что оценивать? (каковы объекты);

- как это оценивать? (какова процедура, критерии оценки, шкалы и т.д),

- соответствуют ли образовательные результаты УДО потребностям и ожиданиям общества? (оценка соответствия образовательных результатов определённым, заранее спрогнозированным результатам).

Ответив на эти вопросы, мы сможем с уверенностью сказать, что образовательным процессом в УДО можно управлять (в сторону стабилизации или повышения его качества), а это является одной из задач деятельности современного руководителя образовательного учреждения.

С учетом обозначенных проблем в 2010г. нами принято решение об организации  опытно-экспериментальной работы по теме «Мониторинг как средство управления качеством образования в системе дополнительного образования детей».

Цель - разработка теоретической основы, характеристики, психолого-педагогического сопровождения, основных направлений и условий организации качественного мониторинга результативности деятельности учреждения дополнительного образования.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по вопросам результативности деятельности учреждения дополнительного образования;
  2. Разработать модель мониторинга результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей (с определением сроков выполнения и ответственных лиц);
  3. Разработать критерии и шкалы оценки эффективности педагогического процесса в УДО;
  4. Разработать пакет нормативно-правовых документов мониторинга учебно-воспитательного процесса, способствующего повышению качества образования, обобщить опыт работы по данной проблеме.

Анализ методической литературы, опыта работы коллег показал, что существует недостаточная теоретическая разработанность многих аспектов оценки результативности педагогического процесса в учреждении дополнительного образования, трудность в выборе (создании) методики оценки, отсутствие государственных требований (стандартов) или иных нормативных документов по оценке результативности деятельности в системе дополнительного образования детей.

Исходя из этого, мы самостоятельно определили объекты мониторинга (что будем отслеживать?). Выделили следующие объекты – обучающиеся, педагоги,  родители, материально-технические условия.  Затем определили компоненты, характеризующие состояние объектов в системе дополнительного образования, самостоятельно разработали критерии и шкалы, по которым будет происходить оценка, а также план по реализации данной модели с указанием сроков и ответственных лиц. Таким образом, сформировалась собственная система оценки качества образования в учреждении, которая представлена в виде определённой модели. За ожидаемый результат приняли требования муниципального задания, выдвигаемые учредителем в лице Управления образования.

По каждому компоненту ежегодно отслеживаются результаты, данные заносятся в сводную таблицу, анализируются, делается вывод по каждому детскому объединению и учреждению в целом в разрезе нескольких лет. Несоответствие полученных результатов ожидаемым по какому-либо компоненту позволяет административному корпусу принимать управленческие решения с целью его коррекции в необходимую сторону (например, изменение годового графика работы учреждения, корректировка образовательных программ и др.)

Модель оценки качества образования представлена 4 объектами – обучающиеся, родители, педагоги, материально-технические условия.

1. Оценка результата работы с обучающимися осуществляется через анализ сохранности контингента, выполнения программ, оценку качества обученности (определения уровня владения базовыми теоретическими понятиями и технологическими навыками), оценку качества реализуемых программ, творческие успехи (количественные и качественные показатели участия обучающихся в конкурсах, мероприятиях, соревнованиях и др.), определение динамики в личностном развитии воспитанника, их удовлетворённости образовательной услугой:

  • Сохранность контингента:

В учреждении создана электронная база данных «Обучающиеся», позволяющая отслеживать передвижения детей по объединениям, сохранность контингента (количество обучающихся на начало и конец учебного года), количество физических лиц в учреждении. Отслеживание сохранности контингента позволяет увидеть востребованность детского объединения и позволяет планировать в перспективе данное направление.

Результат: Показатели сохранности контингента за последние 3 года имеют тенденцию к росту и составляют свыше 95%.

Учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Сохранность контингента

95,9%

98,3%

100%

98,6%

Происходит рост числа реализуемых направленностей и программ с целью удовлетворения образовательных потребностей детей в различных областях (в 2011-2012 уч.г. реализуется 41 дополнительная образовательная программа; в 2012-2013, 2013-2014 уч.г. – 44 программы).

  • Выполнение программ (муниципальное задание - не менее 100%). Контроль за выполнением программ осуществляется 2 раза в год (1 и 2 полугодие). Данные анализируются, оформляются в виде аналитической справки. Делается вывод в сравнении с прошлыми годами. При невыполнении муниципального задания руководителем принимается управленческое решение (Например, в 2011-2012 уч.году принято решение начать учебный год в учреждении на неделю раньше. Таким образом, учебный год составил 35 учебных недель, что позволило выполнить учебные программы на 100%).

Результат: За последние 3 года происходит рост показателей выполнения программы, который достиг оптимального уровня в 2011-2012 уч.году (100%) и остаётся таким по сей день.

  • Оценка качества обученности по дополнительной образовательной программе.

Мы разработали свою систему оценки качества освоения обучающимися реализуемых дополнительных образовательных программ. За основу взяли определение уровней владения базовыми теоретическими понятиями (измерение с помощью контрольно-измерительных материалов (КИМ) и технологическими навыками (практическое изготовление изделия). Разработали критерии и шкалы оценки качества обученности по данным направлениям и сами КИМы по каждому году обучения по всем программам, исходя из программного содержания и ожидаемых результатов. Все КИМы прошли экспертизу экспертной группы при РЦДО, получили заключение о соответствии.

Форма проведения оценки качества освоения программы - контрольное тестирование в виде письменного теста + практическое выполнение изделия. Вывод о степени обученности делается по каждому объединению в отдельности и по учреждению в целом. Оценка качества обученности по программе определяется при переходе на следующий год обучения (промежуточный) и в конце курса обучения (итоговый).

Результат: 1.Повысилась ответственность педагога за результат труда;

2. За последние 3 года качество обученности по дополнительным образовательным программам в учреждении остаётся стабильно высоким (свыше 97%), и отвечает требованиям муниципального задания.

 

2010-2011г

2011-2012г

2012-2013г

2013-2014

Итого

97,8%

97,4%

99,6%

100%

 

 

  • Оценка качества дополнительной образовательной программы (экспертиза на соответствие (несоответствие) требованиям).

Все программы, реализуемые в УДО, проходят экспертизу, получают заключение о соответствии (несоответствии) требованиям и прикладываются к программе.

Результат: Все программы имеют экспертное заключение о допуске к реализации. Не прошедшие экспертизу программы не допускаются к реализации, что повышает ответственность педагога к разработке качественной дополнительной общеобразовательной программы.

  • Творческие успехи обучающихся:

В учреждении создана база данных, в которую заносятся результаты участия детей в мероприятиях различного уровня (муниципального, регионального, федерального, международного). Ежегодно анализируется количество участий воспитанников в мероприятиях, а также их качество (отношение количества мероприятий, где обучающиеся стали дипломантами, к общему количеству участий).

 

2011-2012г

2012-2013г

2013-2014г

районные

6

7

9

областные

11

16

10

всероссийские

1

2

4

международные

0

0

1

всего

18

25

24

В них победители (призёры)

10

14

13

% качества подготовки

55

56

54

Результат: Количество участий в мероприятиях различного уровня увеличивается, растёт и качество подготовки детей на конкурсы (есть победители Всероссийского и Международного уровней).

  • Удовлетворённость образовательной услугой среди обучающихся и родителей.

С целью выявления удовлетворённости образовательной услугой среди обучающихся и родителей ежегодно психологом учреждения проводится диагностика, которая позволяет выявить уровень удовлетворённости в каждом детском объединении, позитивные и негативные моменты в деятельности каждого детского объединения и учреждения в целом. Данные вносятся в сводную таблицу и подлежат ежегодному анализу.

Результат: Выводы и предложения по итогам диагностики помогают педагогу оптимизировать воспитательно-образовательный процесс в перспективе, регулировать удовлетворённость участников образовательного процесса в позитивную сторону.

  • Определение динамики в личностном развитии воспитанника.

Этот вид диагностики введён впервые 2011-2012 уч.году. Методистом по практической психологии определены критерии личностного роста, подобран диагностический материал для их отслеживания. В основу легли методики «Психологический климат группы» (авторы В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева) и “Мотивы учебной деятельности” (автор Терпугова Л. А.).

Уровень психологического климата по учреждению - средний. Низкого уровня психологического климата в объединениях не зафиксировано. Уровень мотивации учебной деятельности в среднем по учреждению - высокий, т.к. преобладают мотивы содержания и благополучия (26,8% и 33% соответственно).

2. Экспертиза деятельности педагога позволяет выявить его профессиональные результаты в целом, обеспечивает отслеживание его индивидуального профессионального роста, мотивирует на совершенствование своего мастерства. В основу экспертизы деятельности педагога легли портфолио профессиональных достижений, система внутриучрежденческого контроля, позволяющая выявлять, отслеживать, пропагандировать и обобщать инновационный опыт педагогов, диагностика уровня профессиональной компетентности работников путём самооценки (в форме анкетирования и индивидуального собеседования (по результатам анкетирования)), диагностика образовательных потребностей педагога, позволяющая выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого специалиста.

По результатам диагностики наибольший процент образовательных потребностей молодых педагогов относится к области исследовательской деятельности учащихся (57%). Большую заинтересованность вызвали проблемы использования современных педтехнологий, а также меняющаяся нормативно-правовая база.

 

Результат - данные проблемы становятся приоритетными направлениями повышения профессиональной компетенции молодых педагогов на текущий учебный год (обучающие семинары, педсоветы и др. формы).

В учреждении существует электронная база данных передового педагогического опыта, где фиксируются все формы, сроки и тематика обобщения опыта каждого педагога. Инновационный опыт педагогов размещается в банке педагогической информации на сайте организации.

3. Материально-технические условия

Идея приведения материально-технических условий (оснащённость учебных кабинетов) в соответствие с современными требованиями заложена в ежегодном конкурсе на «Лучший учебный кабинет». Цель конкурса - мотивация педагога на деятельность по модернизации и оснащению учебных кабинетов. Разработано положение о конкурсе, где определены критерии оценки. Например, в каждом кабинете должен быть оформлен паспорт, где прописаны все имеющиеся учебные пособия, мебель, ТСО, а также перспектива его развития (что необходимо для оптимизации образовательного процесса), сроки реализации.

Победители конкурса поощряются морально – грамоты, дипломы, переходящий знак «Лучший учебный кабинет» и материально – этот критерий внесён в положение о распределении доплат и надбавок педагогу.

Результат: Данный конкурс стимулирует активность педагогов к приведению своих кабинетов в соответствие современным требованиям. В каждом кабинете разработан перспективный план материально-технического развития кабинета с указанием конкретных сроков и источников финансирования.

Итог

Помимо полученных образовательных результатов в виде позитивной динамики по каждому компоненту, в ходе опытно-экспериментальной работы созданы следующие методические продукты:

1. Оформление и описание хода и результатов освоения новой системы комплексного мониторинга (ОЭР), разработка пакета нормативно-правовых документов мониторинга учебно-воспитательного процесса;

2. Разработка модели оценки качества образования учреждения дополнительного образования детей;

3. Создание электронной базы контингента «Обучающиеся», «ППО», базы КИМ на каждую программу, сводные таблицы по отслеживанию критериев и др.;

4. Скомплектован пакет психолого-педагогической диагностики.

Информация по результатам системного мониторинга нашла применение при решении других задач – при аттестации педагога на квалификационную категорию (результативность педагога имеет фиксированную форму), при объективном распределении доплат и надбавок педагогу (показатели внесены в Положение о системе доплат и надбавок), при выдвижении кандидатуры педагога на награждение отраслевыми наградами и др.

Потребителями информации также выступили педагоги и администрация учреждения, обучающиеся, их родители, представители учредителя и др. Систематически данные мониторинга предъявляются общественности через публичный доклад, сайт учреждения.

Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. – М., 1999г.
  2. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Актуальность создания региональной системы управления качеством дополнительного образования детей в контексте модернизации Российского образования / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова // Методист. – 2011. - № 6. – С. 34-41.
  3. Буйлова Л.Н. Структура региональной модели управления качеством дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Методист. – 2011. - № 7. – С. 24–33.
  4. Горячкова С.А. «Управление качеством образования: организация мониторинга в учреждении», Архангельск, АО ИППК РО, 2010г.
  5. Малыхина Л.Б. и др. Проектирование модели управления качеством образования в учреждении ДОД / Л.Б. Малыхина и другие // Дополнительное образование и воспитание. – 2010. - №12. – С. 3-8.
  6. Парухина А.Н. Аттестация учащихся в дополнительном образовании как метод отслеживания результатов обучения по образовательной программе / А.Н Парухина // Материалы научно – практической конференции 31.10. – 01.11. / сост. О.Н. Летовальцева, Г.Е. Агапитова, Н.Ю. Колобова. – Северодвинск, 2008. – С. 36-37.